STICKSTOFF.не потеряй себя в тумане,не позволь себе утонуть в бездне света.
в театре дали ознакомиться с пьесами современных драматургов!
я в восторге!
это следует почитать- много нового осмыслить можно!
кто зайдет - ЧИТАЙТЕ!
НАЗВАНИЕ:"Я ПРИШЕЛ"
На сцене семь комнат, расположенных последовательно по кругу, создающих один виток спирали. Каждая следующая комната находится чуть выше предыдущей. Последняя, седьмая комната, находится выше всех, стыкуясь уровнем пола с уровнем потолка первой комнаты. Последняя стена, завершающая анфиладу, отсутствует. Находясь в седьмой комнате, можно посмотреть вниз и увидеть, что происходит в первой. Все комнаты последовательно соединены дверями.
Каждое помещение имеет свой доминирующий цвет в интерьере и предметах, ее наполняющих.
читать дальшеI. Красная
В этой комнате нет практически ничего. На полу, глядя в зал, сидит Ангел, – он смотрит поверх голов зрителей, размышляя о чем-то своем. Из левой двери появляется обнаженный мужчина лет сорока. Какое-то время он стоит молча, озираясь по сторонам.
Гвидо. Я пришел….
Ангел. Простите?
Гвидо. Я говорю, пришел… я.
Ангел. А-а-а… понимаю. Пришел, значит?
Гвидо. Ну, да… пришел, вот.
Ангел. Присаживайся, коль пришел.
Гвидо. А куда присаживаться?
Ангел. Да хоть куда. Вот, со мной рядом присаживайся….
Гвидо. (Присаживаясь рядом) Спасибо.
Ангел. Не за что.
Пауза
Гвидо. Знаете, я как-то неловко чувствую себя без одежды.
Ангел. Со мной можно на «ты».
Гвидо. Знаешь, я как-то неловко чувствую себя без одежды.
Ангел. Просто ты еще не пришел, на самом-то деле.
Гвидо. Как это «не пришел»? Я же вот… здесь.
Ангел. Ну, да, ты здесь, а чтобы придти, надо войти вон в ту дверь (показывает на дверь справа от себя). Пока тебе это сложно понять,… дело в том, что ты пришел, но как бы пришел….
Гвидо. Прости, я не очень понимаю….
Ангел. Я и говорю: тебе пока сложно понять.
Гвидо. Объясни, пожалуйста.
Ангел. Попробую. (Пауза) Вот ты как бы пришел, и уже что-то ощущаешь, видишь, слышишь, думаешь, говоришь со мной, даже стесняешься…. А на самом деле тебя еще нет. То есть, ты, может быть, станешь, а может быть, и нет.
Гвидо. А если я сейчас встану и войду в эту дверь? Я сразу стану?
Ангел. В общем-то, да….
Гвидо поднимается и идет в сторону двери.
Ангел. …Но нельзя войти в нее раньше положенного срока.
Гвидо останавливается, некоторое время раздумывает, возвращается и садится рядом с Ангелом.
Ангел. Я тебе все объясню…. На самом деле, правил немного и они достаточно просты, просто их надо хорошо усвоить. Правило первое: все должно происходить в свой срок.
Гвидо. В каком смысле?
Ангел. Придет время, и ты войдешь в следующую комнату. Но ты не войдешь туда раньше, чем в этом возникнет необходимость.
Гвидо. У кого?
Ангел. Возникнет вообще…. Не «у кого-то», а «вообще». (Пауза) Попробуй подойти к этому иррационально.
Гвидо. Что такое «иррационально»?… Просто, я недавно пришел… и знаю еще не все слова….
Ангел. Ты просто поверь.
Гвидо. Без объяснений?
Ангел. Ну, да. Просто поверь, что правила таковы…. И все будет хорошо.
Гвидо. Хорошо. Я верю.
Ангел. Скажи громче: «я верю».
Гвидо. Я верю!
Ангел. Еще громче!
Гвидо. Я верю!!
Ангел. Еще громче!!
Гвидо. Я верю!!!
Ангел. Громче!!!
Гвидо. (Очень тихо) Я верю.
Ангел. Теперь верю, что веришь.
Гвидо. Второе правило.
Ангел. Ах, да. Правило второе: надо пройти все.
Гвидо. Понятно. А вернуться можно?
Ангел. Это третье правило: возвращаться нельзя.
Гвидо. Четвертое?
Ангел. Четвертого нет – всего три.
Гвидо. Не густо.
Ангел. Тебе хватит.
Пауза
Гвидо. А что там, за дверью?
Ангел. Другая дверь.
Гвидо. А за другой дверью?
Ангел. Следующая дверь.
Гвидо. А за ней опять дверь?
Ангел. Молодец. Опять дверь.
Гвидо. И так бесконечно?
Ангел. Не знаю, как тебе и сказать…. В общем-то, да. Но, скажем так, с периодичностью….
Гвидо. С какой?
Ангел. С запланированной.
Гвидо. Понял.
Ангел. Вряд ли.
Гвидо. Мне как-то дискомфортно без одежды. Вроде бы и нормально, но как-то не очень….
Ангел. Там, за дверью, получишь одежду.
Гвидо. Когда?
Ангел. Да практически сразу.
Гвидо. Так, может, я пойду уже?
Ангел. Можешь идти….
Гвидо поднимается и идет в сторону двери.
Ангел. …Только время еще не пришло.
Гвидо. (Возвращаясь на место) А когда оно придет?
Ангел. Вовремя.
Гвидо. Не скажу, что так уж сильно дискомфортно, но в одежде было бы значительно приятнее.
Ангел. Единственное, что я могу тебе дать – это рубашку. Рубашки я выдавать уполномочен, а вот все остальное – нет.
Гвидо. Кем?
Ангел. Вообще уполномочен. Не «кем», а «вообще».
Гвидо. Ты мне выдашь рубашку?
Ангел. Тебе – да. Но вообще-то, я их выдаю редко…. Да, ладно, чего уж там…
Ангел достает белую рубашку и отдает ее Гвидо.
Гвидо. Спасибо.
Ангел. Не за что.
Гвидо. Как же «не за что»? Рубашка все-таки….
Ангел. Да я обязан был тебе ее отдать.
Гвидо. Почему?
Ангел. Она тебе выпала.
Гвидо. Выпала?..
Ангел. Не думай об этом.
Гвидо. А о чем думать?
Ангел. Думай о том, что тебя ждет там (показывает в сторону двери).
Гвидо. Как же мне думать, если я не знаю, что там?
Ангел. Думай, размышляй, предполагай поведенческие модели для различных ситуаций….
Гвидо. Но я же не знаю, какие ситуации там могут возникнуть.
Ангел. Там ситуации могут возникнуть любые…. Абсолютно любые.
Гвидо. Понял.
Ангел. Вряд ли.
Пауза
Гвидо (надевая рубашку). Вроде по размеру.
Ангел. Конечно.
Гвидо. А брюки?
Ангел. Выдадут в следующей комнате… скорее всего.
Гвидо. Почему «скорее всего»?
Ангел. Потому что некоторым выдать не успевают….
Гвидо. Ужас!
Ангел. Не думаю.
Гвидо. Знаешь, мне здесь уже скучновато.
Ангел. Иди, постучи.
Гвидо. А откроют?
Ангел. Нет. Время еще не пришло.
Гвидо. Зачем тогда стучать?
Ангел. Они будут знать, что ты жив и здоров. Порадуются за то, что ты нормально развиваешься, даешь о себе знать. Почувствуют, в конце концов, твое нетерпение…. Ну, не знаю, что им еще в голову взбредет – они такие нелогичные….
Гвидо. Пойду я, наверное…. Здесь на самом деле скучно.
Ангел. Не горячись…. Я же говорю: время еще не пришло.
Гвидо. Пришло – не пришло…
Гвидо встает, подходит к двери и пытается ее открыть. Он дергает за ручку, толкает, стучит в нее – дверь не поддается. Гвидо возвращается на свое место.
Ангел. А ты горяч.
Гвидо. Тебе до моей горячности не должно быть никакого дела.
Ангел. Напрасно хамишь. Потом умолять будешь о помощи, а я тебе отвечу: «Тебе до моей помощи не должно быть никакого дела».
Гвидо. Почему буду умолять?… А чем ты можешь помочь?
Ангел. Да хоть чем.
Гвидо. Тогда помоги дверь открыть.
Ангел. Пожалуйста. Только давай договоримся так: если ты абсолютно уверен, что преждевременное открывание двери тебе не повредит, – я ее открою. Но только ты должен быть абсолютно уверен, на сто процентов….
Пауза
Ангел. Ну что, открывать?!
Гвидо. Не думаю.
Ангел. А я – знаю.
Гвидо. Сколько у нас есть времени до того, как дверь откроется?
Ангел. Все меньше….
Гвидо. Тогда расскажи мне что-нибудь…. Или чему-нибудь научи.
Ангел. Похвальные стремления. А чего тебе хочется больше – моего рассказа или науки?
Гвидо. А это не одно и то же?
Ангел. Повезло мне с тобой….
Гвидо. Наверное, все-таки лучше будет, если ты меня чему-то научишь – я же совсем ничего не умею.
Ангел. Чему тебя научить?
Гвидо. Не знаю…. А вот… научи меня избавляться от состояния тревоги.
Ангел. А тебе что, тревожно?
Гвидо. Не очень…. Но вообще-то, есть немного…. Не по себе чуть-чуть. Как-то крутит в верхней части живота… и что-то горячо внутри. Не знаю, откуда эта тревога, я же пришел совсем недавно, еще не успел ничего….
Ангел. Это не приобретенная тревога – врожденная. От нее пока избавиться легко.
Гвидо. Как?
Ангел. Подойди к стене и побарабань в нее кулаками.
Гвидо. Я это уже делал.
Ангел. Тогда ты войти хотел – стучал в дверь, а сейчас хочешь тревогу снять – стучи в стену. Это разные вещи.
Гвидо. Странно.
Гвидо поднимается и подходит к стене. Он несколько мгновений раздумывает, затем несколько раз бьет в стену кулаком. После возвращается на место.
Ангел. Ну, как?
Гвидо. Странно.
Ангел. Что странно?
Гвидо. Странно, что помогло.
Ангел. Брось, все странности еще впереди.
Гвидо. Ты не мог бы ответить мне на один вопрос?
Ангел. На один – мог бы.
Гвидо. Что там, за дверью?
Ангел. Комната.
Гвидо. А в комнате?
Ангел. Это второй вопрос….
Гвидо. Неужели, находясь перед запертой дверью, никогда не знаешь, что ждет тебя там, дальше, в следующей комнате?
Ангел. Как правило, не знаешь. Можешь лишь гадать, предполагать, допускать…. И даже если, войдя, увидишь то, что предполагал, происходящее все равно будет другим.
Гвидо. Кошмар!
Ангел. Это всего лишь правила игры. Когда не знаешь, что может быть по-другому, тебя устраивает то, что имеешь.
Гвидо. А кто устанавливает правила?
Ангел. Ты его не знаешь.
Гвидо. Он здесь главный?
Ангел. Не здесь.
Гвидо. А где?
Ангел. Везде.
Гвидо. Ты хочешь сказать, что кроме «здесь» есть что-то еще?
Ангел. Ничего я сказать не хочу. Это ты хочешь от меня что-то услышать, и отказываешься понять простую истину – у каждого есть свой предел компетенции. У каждого… кроме него.
Гвидо. Кроме кого?
Ангел. Ты мог бы ответить мне на один вопрос?
Гвидо. Да, конечно. Правда, я пока не много знаю, но тем не менее….
Ангел. Скажи, чего тебе хочется сейчас больше всего?
Гвидо. Честно?
Ангел. Честно.
Гвидо. Штаны.
Ангел. Штаны?
Гвидо. Штаны. Какие-нибудь нормальные штаны к этой рубашке.
Ангел. Я так и предполагал.
Гвидо. Что ты предполагал? Да и что вообще можно предполагать относительно человека без штанов?
Ангел. Когда ты знаешь одного человека без штанов – предполагать практически нечего. Но когда знаешь много людей без штанов – прослеживаешь тенденцию.
Гвидо. Ты хочешь сказать, что кроме нас есть кто-то еще?… Где они?!… За дверью?!
Ангел. Неужели ты думал, что мир состоит лишь из нас с тобой?
Гвидо. Я, честно говоря, на эту тему подумать еще не успел…. Хотя, признаться, если бы нас было лишь двое – мне это было бы лестно.
Пауза
Ангел. По-моему, тебе пора.
Гвидо. Откуда ты знаешь?
Ангел. Тебе следует поторопиться – опаздывать нельзя, равно, как и приходить раньше. Ты же помнишь правило – все должно происходить в свой срок.
Гвидо. Мы еще увидимся?
Ангел. А ты как думаешь?
Гвидо. Мы еще увидимся.
Гвидо подходит к двери, открывает ее, и шагает в следующую комнату.
II. Оранжевая
В комнате стоит гладильная доска. На ней Мама гладит брюки. Гвидо торопливо входит в комнату в одной рубашке.
Гвидо. Мам, скоро?
Мама. Да, сынок, подожди пять минут.
Гвидо присаживается на стоящее рядом с гладильной доской кресло. Он надевает носки, какое-то время ждет, глядя в зрительный зал.
Мама. С кем ты идешь?
Гвидо. Какая разница?
Мама. Мне хочется знать, с кем встречается мой сын…. Как ее зовут?
Гвидо. Доминик.
Мама. Красивое имя. Ты не знаешь, что оно означает?
Гвидо. Мам, кончай.
Мама. Что такого я сказала? Я читала, что каждое имя что-то означает…. И, кстати говоря, имя человека очень влияет на то, как он проживает свою жизнь.
Гвидо. Мам, ну что ты…. Если ее имя переводится с древнеарамейского, как «тарантул», мне не следует с ней встречаться?
Мама. Что ты такое говоришь? Я просто рассказываю тебе о том, что прочитала в книге….
Гвидо. А в ней ничего не написано о том, что родителям не стоит лезть в дела детей?… Особенно, когда они выросли.
Мама. Да я ведь ничего не сказала…. Почему ты все воспринимаешь с такой враждебностью?!
Гвидо. Потому, что только у меня родители суются во все дела…. Особенно в те, которые их не касаются. У Виктора, например, родители вообще не в курсе дела, с кем он ходит в кино и где ночует.
Мама. Поэтому твой друг Виктор едва не угодил в тюрьму сразу после шестнадцатилетия. Может быть, у его родителей много денег, и они готовы нанимать дорогих адвокатов для своего чада, а мы с твоим отцом….
Гвидо. Я всегда прошу вас только об одном – не уделять мне такого пристального внимания.
Мама. Всем повезло с родителями, кроме тебя….
Гвидо (подходит к Маме и обнимает ее за плечи). Прости, мамочка, возраст первых свиданий абсолютно не подходит для общения с родителями.
Мама. Может быть, ты и вырос хорошим человеком потому, что мы с отцом уделяли тебе столько внимания.
Гвидо. Я знаю. Проблема только в том, что ценить это мы начинаем где-то после тридцати.
Мама. Надень штаны, а то ты сейчас напоминаешь мне отца. Он, когда был моложе, ходил по квартире без штанов до самого ухода на работу. Я у него все время спрашивала: тебе просто удобно ходить без штанов, или ты нудист?
Гвидо. Нудисты ходят без нижнего белья…. Что он отвечал?
Мама. Отвечал, что брюки мнутся…. А если он надевает их перед самым выходом на работу, то соседи думают, что у него хозяйственная жена, которая не выпускает мужа из дома в мятых брюках.
Гвидо. (Надевая брюки) Мам, я хочу открыть тебе одну тайну.
Мама. Ты женишься?
Гвидо. Нет, что ты. Я хочу сказать тебе, что не надеваю брюки до самого выхода из дома по той же причине, что и отец.
Мама. Естественно. Ты же его сын.
Гвидо. А ты – моя мать.
Пауза. Что-то меняется в комнате. Время смещается вперед или назад – на год, два, пять, десять...
Гвидо. Мам, почему я ненавидел детский сад, плохо переносил школу и терпеть не мог университет? Это твои гены или папины?
Мама. Ты хочешь честный ответ или тот, который должны давать настоящие родители?
Гвидо. Тот, который должны давать родители.
Мама. Это оттого, что ваше поколение другое – в нем больше индивидуализма…. Вы пренебрегаете коллективизмом, который был в нас. Ваше поколение более профессионально, честолюбиво, амбициозно, в хорошем смысле этого слова. Впрочем, как каждое последующее поколение…. Вы больше знаете, больше умеете….
Гвидо. А честно?
Мама. Честно…. Мы с отцом тоже терпеть не могли эти бесконечные коллективы ровесников. Если ты растешь и развиваешься в нормальной семье, то хочется общаться с людьми старше себя, – ровесники кажутся какими-то неинтересными, глуповатыми…. Наверное, я не должна так говорить….
Гвидо. Да, мам. Ты должна говорить о том, что все люди равны, и каждый человек по-своему интересен. Правильно?
Мама. Молодец, правильно. Так и говори дочери….
Гвидо. Так и говорю. (Пауза) По-моему, ее поколение более склонно к коллективизму, в отличие от нас…. Они все разбиты на какие-то группы: геймеры, хакеры, байкеры…. Черт знает что. Мне иногда кажется, что….
Мама. …Что вы такими не были?
Гвидо. Ну, да.
Мама. Успокойся, были. Только вы были хуже.
Гвидо. Она вчера заявила мне, что выходит замуж.
Мама. Не рановато ли?
Гвидо. У меня в последнее время все чаще возникает желание собрать ее вещи и отправить из дома на все четыре стороны.
Мама. Гвидо, как ты думаешь, сколько раз у меня возникало такое желание относительно тебя?
Гвидо. А что, возникало?
Мама. Если коротко – да.
Гвидо. Расскажи, расскажи…. Когда это было?
Мама. Сейчас не вспомню….
Гвидо. Ты прекрасно помнишь, ну, расскажи….
Мама. В детстве… плохо помню. (Пауза) Помню, когда ты только родился, мне нужно было пять раз за ночь вставать к тебе…. Кошмар! Я – еще совсем девчонка, думала: угораздило же меня родить…. Зачем? Такое мучение….
Гвидо. Ужас! Такие мысли обо мне…. Обо мне!
Мама. Я все время хотела спать…. Ты мне так надоел тогда.
Гвидо. А потом?
Мама. Потом, наверное, твоя учеба….
Гвидо. Но ведь это ты могла понять? Или ты любила учиться?
Мама. Не скажу, что любила, но относилась к учебе, как к работе, которую надо выполнять.
Гвидо. Не думаю, что относиться к учебе надо именно так.
Мама. Сейчас я уже не знаю…. Слава Богу, ответственность за будущее семьи уже не на мне.
Гвидо. Давай вернемся к вопросу о том, когда у тебя возникало желание отправить меня на все четыре стороны.
Мама. Вспомнила! Самое большое желание тебя выпереть возникло у меня, когда ты спутался с этой Софией.
Гвидо. Представляю.
Мама. Не представляешь! Это все равно, что ты встретил бы свою дочь с мужчиной, который по возрасту годиться тебе самому в друзья.
Гвидо. Прямо уж, «в друзья». Она была старше меня всего на шесть лет.
Мама. Ты просто не хотел замечать очевидного. Когда тебе восемнадцать, а ей – двадцать четыре, разница почти не видна. Но когда мужчине исполняется сорок, а его жене сорок шесть – ощущение, что он женился на деньгах.
Гвидо. Почему «на деньгах»?
Мама. Потому, что в сорок мужчина хочет идти по улице рядом с девушкой, которая на десяток лет моложе его. А если он идет с женщиной, которая старше, значит, он женился на деньгах.
Гвидо. Правда?
Мама. Нет, но все так думают.
Гвидо. Но, ведь не всегда мужчина хочет, чтобы его женщина была моложе.
Мама. После сорока – всегда, Гвидо. Просто не всегда готовы что-то потерять из того, что приобрели за прошедшую жизнь.
Гвидо. А папа?
Мама. Папа – особый случай. Он не такой, как все….
Гвидо. Понятно.
Пауза
Мама. Хочешь кушать?
Гвидо. Не знаю…. Наверное, да.
Мама. Сделать тебе салат?
Гвидо. Хотя, нет, ты знаешь, я поем в ресторане. А-то, некрасиво получится – она будет кушать, а я – смотреть ей в рот.
Мама. Неплохо. Сочтет тебя экономным.
Гвидо. Или жмотом.
Мама. Однажды папа пригласил меня в ресторан. Мы тогда были совсем молодыми…. Учились в университете – стипендии не хватало... Я надела розовое платье, туфли на высоком каблуке….
Гвидо. Почему в том времени все платья – розовые?
Мама. Перестань. Так вот, пришли мы в ресторан…. Папа в габардиновом костюме.
Гвидо. А костюм, конечно, синий.
Мама. Да, синий. Ну и что, все ведь так ходили….
Гвидо. Извини, продолжай.
Мама. Пришли мы в ресторан.
Гвидо. Мальчик – в синем, девочка – в розовом.
Мама. Не хочешь – рассказывать не буду….
Гвидо. Прости, мамуля…. Это цинизм лезет из меня, как будто в голове несварение. Хрень какая-то.
Мама. Папа не позволял себе таких слов в моем присутствии.
Гвидо. Это с тобой он не позволял. Хотя, думаю, все он позволял, просто ты идеализируешь его образ, как и он твой. Пришли вы в ресторан….
Мама. Я уже забыла, что хотела рассказать.
Гвидо. Наверное, что-нибудь поучительное.
Мама. Ах, да. Хотела рассказать о том, как он ел торт столовой ложкой. Официант забыл подать к десерту ложку…. А как к папе попала столовая ложка?.. Не помню…. (Пауза) Короче говоря, на столе каким-то образом осталась ложка от супа, а десерт уже принесли….
Гвидо. Очень поучительная история, я извлек из нее массу уроков. Во-первых, не стоит ходить в дешевые забегаловки, где официант забывает уносить и приносить приборы. Во-вторых, не надо, идя вечером с девушкой в ресторан, заказывать суп. И, в-третьих, следует своевременно изучать правила поведения за столом – иначе спустя пару десятков лет жена будет вспоминать, как ты ел спагетти болоньезе руками.
Мама. Что тебе еще рассказать?
Пауза. Что-то меняется в комнате. Время смещается вперед или назад – на год, два, пять, десять...
Гвидо. Когда ты умерла, я воспринял это как предательство.
Мама. Гвидо, родители когда-то уходят…. Детям не следует уходить раньше родителей. Наверное, нет ничего страшнее….
Гвидо. А что делать мне?
Мама. Наверное, я виновата в том, что не подготовила тебя….
Гвидо. Да. Ты оставила меня одного….
Мама. Зачем ты так? У тебя есть жена, дочь, друзья….
Гвидо. Это странно. Со мной произошла какая-то трансформация…. В детстве вы с папой мне так надоели своей опекой, что… иногда я желал вам смерти.
Пауза
Мама. Не расстраивайся, сынок, в детстве это бывает со всеми. Дети, в общем-то, жестокие существа. Им ничего не стоит обидеть человека, или пожелать ему смерти….
Гвидо. Это ужасно.
Мама. Но с возрастом это прошло?
Гвидо. Да, мам, это прошло. Потом мне казалось, что я стал жить абсолютно свободно, но временами ощущал дискомфорт оттого, что мне чего-то недоставало…. Когда я расстался с Софией и вернулся на время в ваш дом, мне показалось, что мне недоставало именно вас с папой.
Мама. Не расстраивайся, ты просто проживал свою жизнь так, как ее проживают все….
Гвидо. А потом мне стало недоставать вас, как хромому недостает его ампутированной ноги.
Мама. Ну, что это за аллегории?
Гвидо. Именно так. Я думал, что жена не в состоянии понять меня так, как поняла бы ты…. Мне казалось, что лучше, чем готовила ты, готовить не может никто. Я все время хотел твоего пирога с капустой….
Мама. Глупый. Просто ты привык с детства к какой-то еде, и никто не готовит ее так, как готовила я в твоем детстве. Но это не значит, что я лучший кулинар в мире.
Гвидо. Значит! Я больше никогда не ел такого вкусного пирога с капустой….
Мама. …Это потому, что ты вырос.
Гвидо. Возраст не при чем. Чем старше я становился, тем нужнее становилась мне ты.
Мама. Гвидо, ты ничем не отличаешься от меня, папы или любого другого человека. С возрастом родители становятся нужнее, особенно тогда, когда вырастают собственные дети. Это просто жизнь.
Гвидо. Нет. Я не хочу такую жизнь. Я хочу, чтобы родители не надоедали в молодости своими нравоучениями, и были рядом, когда понимаешь, что дороже их в жизни никого нет….
Мама. Так не бывает, Гвидо. Если бы так случилось, наверное, земной шар начал бы вращаться в обратную сторону.
Гвидо. Сколько тебе было лет, когда умерла бабушка?
Мама. Сорок пять.
Гвидо. А мне – 53, когда умерла ты. Во время похорон я чувствовал себя беспомощным ребенком….
Мама. Я тоже, когда умерла мама….
Гвидо. Что бы ты хотела съесть сейчас из того, что готовила бабушка?
Мама. Не знаю…. (Пауза) Я не помню, как называется это блюдо…. Она обжаривала куски баранины, сильно перчила их…. Потом обжаривала капустные листья и прокладывала ими баранину слоями. Это было невероятно вкусно. Я однажды пыталась сделать это блюдо, но….
Гвидо. Не помню.
Мама. …Оно не получилось.
Гвидо. Недавно я понял простую истину: пока живы твои родители – ты ребенок.
Пауза. Что-то меняется в комнате. Время смещается вперед или назад – на год, два, пять, десять...
Гвидо. Сегодня хотел тебе так много сказать, а как-то не получается. Все спонтанно…. На все не хватает времени…. Надо идти, а чувствую, что недоговорил.
Мама. Потом договоришь…. (Пауза) Это так и происходит, – всю жизнь кажется, что чего-то не успеваешь…. Потом приходит время собираться, и понимаешь, что недоделанного ничего не осталось…. Вроде все успел.
Пауза
Гвидо. Что-то мне расхотелось идти в ресторан с Доминик. Тем более, я с ней чувствую себя не очень комфортно…. Она как-то слишком фривольно говорит о своих прежних ухажерах. И подруги ее мне не нравятся….
Мама. Не торопись с выводами, сынок. Я твоему отцу первое время тоже много рассказывала о своих кавалерах…. Набивала цену. Потом это проходит… вместе с подругами.
Гвидо. А куда они деваются?
Мама. Не знаю…. Они пропадают безвозвратно.
Гвидо. А что появляется взамен?
Мама. Муж.
Гвидо. И все?
Мама. Нет, еще дети и дом.
Гвидо. Хорошо, будем считать, что ты меня убедила.
Мама. Будем.
Гвидо. Ты мне не одолжишь немного денег до стипендии?
Мама. Одолжу. Я положила их тебе во внутренний карман пиджака.
Гвидо. Ты у меня самая лучшая.
Мама. А если бы не одолжила?
Гвидо. Тогда была бы лучшая, но не самая.
Мама. Прошу тебя: поздно не приходи.
Гвидо. Мам, ты же знаешь.
Мама. Вот именно, знаю.
Гвидо. Все, пока. Папе скажешь, что я в библиотеке.
Мама. Очень смешно. (Вдогонку) Не поздно!
Гвидо подходит к двери, открывает ее, и шагает в следующую комнату.
я в восторге!
это следует почитать- много нового осмыслить можно!
кто зайдет - ЧИТАЙТЕ!
НАЗВАНИЕ:"Я ПРИШЕЛ"
На сцене семь комнат, расположенных последовательно по кругу, создающих один виток спирали. Каждая следующая комната находится чуть выше предыдущей. Последняя, седьмая комната, находится выше всех, стыкуясь уровнем пола с уровнем потолка первой комнаты. Последняя стена, завершающая анфиладу, отсутствует. Находясь в седьмой комнате, можно посмотреть вниз и увидеть, что происходит в первой. Все комнаты последовательно соединены дверями.
Каждое помещение имеет свой доминирующий цвет в интерьере и предметах, ее наполняющих.
читать дальшеI. Красная
В этой комнате нет практически ничего. На полу, глядя в зал, сидит Ангел, – он смотрит поверх голов зрителей, размышляя о чем-то своем. Из левой двери появляется обнаженный мужчина лет сорока. Какое-то время он стоит молча, озираясь по сторонам.
Гвидо. Я пришел….
Ангел. Простите?
Гвидо. Я говорю, пришел… я.
Ангел. А-а-а… понимаю. Пришел, значит?
Гвидо. Ну, да… пришел, вот.
Ангел. Присаживайся, коль пришел.
Гвидо. А куда присаживаться?
Ангел. Да хоть куда. Вот, со мной рядом присаживайся….
Гвидо. (Присаживаясь рядом) Спасибо.
Ангел. Не за что.
Пауза
Гвидо. Знаете, я как-то неловко чувствую себя без одежды.
Ангел. Со мной можно на «ты».
Гвидо. Знаешь, я как-то неловко чувствую себя без одежды.
Ангел. Просто ты еще не пришел, на самом-то деле.
Гвидо. Как это «не пришел»? Я же вот… здесь.
Ангел. Ну, да, ты здесь, а чтобы придти, надо войти вон в ту дверь (показывает на дверь справа от себя). Пока тебе это сложно понять,… дело в том, что ты пришел, но как бы пришел….
Гвидо. Прости, я не очень понимаю….
Ангел. Я и говорю: тебе пока сложно понять.
Гвидо. Объясни, пожалуйста.
Ангел. Попробую. (Пауза) Вот ты как бы пришел, и уже что-то ощущаешь, видишь, слышишь, думаешь, говоришь со мной, даже стесняешься…. А на самом деле тебя еще нет. То есть, ты, может быть, станешь, а может быть, и нет.
Гвидо. А если я сейчас встану и войду в эту дверь? Я сразу стану?
Ангел. В общем-то, да….
Гвидо поднимается и идет в сторону двери.
Ангел. …Но нельзя войти в нее раньше положенного срока.
Гвидо останавливается, некоторое время раздумывает, возвращается и садится рядом с Ангелом.
Ангел. Я тебе все объясню…. На самом деле, правил немного и они достаточно просты, просто их надо хорошо усвоить. Правило первое: все должно происходить в свой срок.
Гвидо. В каком смысле?
Ангел. Придет время, и ты войдешь в следующую комнату. Но ты не войдешь туда раньше, чем в этом возникнет необходимость.
Гвидо. У кого?
Ангел. Возникнет вообще…. Не «у кого-то», а «вообще». (Пауза) Попробуй подойти к этому иррационально.
Гвидо. Что такое «иррационально»?… Просто, я недавно пришел… и знаю еще не все слова….
Ангел. Ты просто поверь.
Гвидо. Без объяснений?
Ангел. Ну, да. Просто поверь, что правила таковы…. И все будет хорошо.
Гвидо. Хорошо. Я верю.
Ангел. Скажи громче: «я верю».
Гвидо. Я верю!
Ангел. Еще громче!
Гвидо. Я верю!!
Ангел. Еще громче!!
Гвидо. Я верю!!!
Ангел. Громче!!!
Гвидо. (Очень тихо) Я верю.
Ангел. Теперь верю, что веришь.
Гвидо. Второе правило.
Ангел. Ах, да. Правило второе: надо пройти все.
Гвидо. Понятно. А вернуться можно?
Ангел. Это третье правило: возвращаться нельзя.
Гвидо. Четвертое?
Ангел. Четвертого нет – всего три.
Гвидо. Не густо.
Ангел. Тебе хватит.
Пауза
Гвидо. А что там, за дверью?
Ангел. Другая дверь.
Гвидо. А за другой дверью?
Ангел. Следующая дверь.
Гвидо. А за ней опять дверь?
Ангел. Молодец. Опять дверь.
Гвидо. И так бесконечно?
Ангел. Не знаю, как тебе и сказать…. В общем-то, да. Но, скажем так, с периодичностью….
Гвидо. С какой?
Ангел. С запланированной.
Гвидо. Понял.
Ангел. Вряд ли.
Гвидо. Мне как-то дискомфортно без одежды. Вроде бы и нормально, но как-то не очень….
Ангел. Там, за дверью, получишь одежду.
Гвидо. Когда?
Ангел. Да практически сразу.
Гвидо. Так, может, я пойду уже?
Ангел. Можешь идти….
Гвидо поднимается и идет в сторону двери.
Ангел. …Только время еще не пришло.
Гвидо. (Возвращаясь на место) А когда оно придет?
Ангел. Вовремя.
Гвидо. Не скажу, что так уж сильно дискомфортно, но в одежде было бы значительно приятнее.
Ангел. Единственное, что я могу тебе дать – это рубашку. Рубашки я выдавать уполномочен, а вот все остальное – нет.
Гвидо. Кем?
Ангел. Вообще уполномочен. Не «кем», а «вообще».
Гвидо. Ты мне выдашь рубашку?
Ангел. Тебе – да. Но вообще-то, я их выдаю редко…. Да, ладно, чего уж там…
Ангел достает белую рубашку и отдает ее Гвидо.
Гвидо. Спасибо.
Ангел. Не за что.
Гвидо. Как же «не за что»? Рубашка все-таки….
Ангел. Да я обязан был тебе ее отдать.
Гвидо. Почему?
Ангел. Она тебе выпала.
Гвидо. Выпала?..
Ангел. Не думай об этом.
Гвидо. А о чем думать?
Ангел. Думай о том, что тебя ждет там (показывает в сторону двери).
Гвидо. Как же мне думать, если я не знаю, что там?
Ангел. Думай, размышляй, предполагай поведенческие модели для различных ситуаций….
Гвидо. Но я же не знаю, какие ситуации там могут возникнуть.
Ангел. Там ситуации могут возникнуть любые…. Абсолютно любые.
Гвидо. Понял.
Ангел. Вряд ли.
Пауза
Гвидо (надевая рубашку). Вроде по размеру.
Ангел. Конечно.
Гвидо. А брюки?
Ангел. Выдадут в следующей комнате… скорее всего.
Гвидо. Почему «скорее всего»?
Ангел. Потому что некоторым выдать не успевают….
Гвидо. Ужас!
Ангел. Не думаю.
Гвидо. Знаешь, мне здесь уже скучновато.
Ангел. Иди, постучи.
Гвидо. А откроют?
Ангел. Нет. Время еще не пришло.
Гвидо. Зачем тогда стучать?
Ангел. Они будут знать, что ты жив и здоров. Порадуются за то, что ты нормально развиваешься, даешь о себе знать. Почувствуют, в конце концов, твое нетерпение…. Ну, не знаю, что им еще в голову взбредет – они такие нелогичные….
Гвидо. Пойду я, наверное…. Здесь на самом деле скучно.
Ангел. Не горячись…. Я же говорю: время еще не пришло.
Гвидо. Пришло – не пришло…
Гвидо встает, подходит к двери и пытается ее открыть. Он дергает за ручку, толкает, стучит в нее – дверь не поддается. Гвидо возвращается на свое место.
Ангел. А ты горяч.
Гвидо. Тебе до моей горячности не должно быть никакого дела.
Ангел. Напрасно хамишь. Потом умолять будешь о помощи, а я тебе отвечу: «Тебе до моей помощи не должно быть никакого дела».
Гвидо. Почему буду умолять?… А чем ты можешь помочь?
Ангел. Да хоть чем.
Гвидо. Тогда помоги дверь открыть.
Ангел. Пожалуйста. Только давай договоримся так: если ты абсолютно уверен, что преждевременное открывание двери тебе не повредит, – я ее открою. Но только ты должен быть абсолютно уверен, на сто процентов….
Пауза
Ангел. Ну что, открывать?!
Гвидо. Не думаю.
Ангел. А я – знаю.
Гвидо. Сколько у нас есть времени до того, как дверь откроется?
Ангел. Все меньше….
Гвидо. Тогда расскажи мне что-нибудь…. Или чему-нибудь научи.
Ангел. Похвальные стремления. А чего тебе хочется больше – моего рассказа или науки?
Гвидо. А это не одно и то же?
Ангел. Повезло мне с тобой….
Гвидо. Наверное, все-таки лучше будет, если ты меня чему-то научишь – я же совсем ничего не умею.
Ангел. Чему тебя научить?
Гвидо. Не знаю…. А вот… научи меня избавляться от состояния тревоги.
Ангел. А тебе что, тревожно?
Гвидо. Не очень…. Но вообще-то, есть немного…. Не по себе чуть-чуть. Как-то крутит в верхней части живота… и что-то горячо внутри. Не знаю, откуда эта тревога, я же пришел совсем недавно, еще не успел ничего….
Ангел. Это не приобретенная тревога – врожденная. От нее пока избавиться легко.
Гвидо. Как?
Ангел. Подойди к стене и побарабань в нее кулаками.
Гвидо. Я это уже делал.
Ангел. Тогда ты войти хотел – стучал в дверь, а сейчас хочешь тревогу снять – стучи в стену. Это разные вещи.
Гвидо. Странно.
Гвидо поднимается и подходит к стене. Он несколько мгновений раздумывает, затем несколько раз бьет в стену кулаком. После возвращается на место.
Ангел. Ну, как?
Гвидо. Странно.
Ангел. Что странно?
Гвидо. Странно, что помогло.
Ангел. Брось, все странности еще впереди.
Гвидо. Ты не мог бы ответить мне на один вопрос?
Ангел. На один – мог бы.
Гвидо. Что там, за дверью?
Ангел. Комната.
Гвидо. А в комнате?
Ангел. Это второй вопрос….
Гвидо. Неужели, находясь перед запертой дверью, никогда не знаешь, что ждет тебя там, дальше, в следующей комнате?
Ангел. Как правило, не знаешь. Можешь лишь гадать, предполагать, допускать…. И даже если, войдя, увидишь то, что предполагал, происходящее все равно будет другим.
Гвидо. Кошмар!
Ангел. Это всего лишь правила игры. Когда не знаешь, что может быть по-другому, тебя устраивает то, что имеешь.
Гвидо. А кто устанавливает правила?
Ангел. Ты его не знаешь.
Гвидо. Он здесь главный?
Ангел. Не здесь.
Гвидо. А где?
Ангел. Везде.
Гвидо. Ты хочешь сказать, что кроме «здесь» есть что-то еще?
Ангел. Ничего я сказать не хочу. Это ты хочешь от меня что-то услышать, и отказываешься понять простую истину – у каждого есть свой предел компетенции. У каждого… кроме него.
Гвидо. Кроме кого?
Ангел. Ты мог бы ответить мне на один вопрос?
Гвидо. Да, конечно. Правда, я пока не много знаю, но тем не менее….
Ангел. Скажи, чего тебе хочется сейчас больше всего?
Гвидо. Честно?
Ангел. Честно.
Гвидо. Штаны.
Ангел. Штаны?
Гвидо. Штаны. Какие-нибудь нормальные штаны к этой рубашке.
Ангел. Я так и предполагал.
Гвидо. Что ты предполагал? Да и что вообще можно предполагать относительно человека без штанов?
Ангел. Когда ты знаешь одного человека без штанов – предполагать практически нечего. Но когда знаешь много людей без штанов – прослеживаешь тенденцию.
Гвидо. Ты хочешь сказать, что кроме нас есть кто-то еще?… Где они?!… За дверью?!
Ангел. Неужели ты думал, что мир состоит лишь из нас с тобой?
Гвидо. Я, честно говоря, на эту тему подумать еще не успел…. Хотя, признаться, если бы нас было лишь двое – мне это было бы лестно.
Пауза
Ангел. По-моему, тебе пора.
Гвидо. Откуда ты знаешь?
Ангел. Тебе следует поторопиться – опаздывать нельзя, равно, как и приходить раньше. Ты же помнишь правило – все должно происходить в свой срок.
Гвидо. Мы еще увидимся?
Ангел. А ты как думаешь?
Гвидо. Мы еще увидимся.
Гвидо подходит к двери, открывает ее, и шагает в следующую комнату.
II. Оранжевая
В комнате стоит гладильная доска. На ней Мама гладит брюки. Гвидо торопливо входит в комнату в одной рубашке.
Гвидо. Мам, скоро?
Мама. Да, сынок, подожди пять минут.
Гвидо присаживается на стоящее рядом с гладильной доской кресло. Он надевает носки, какое-то время ждет, глядя в зрительный зал.
Мама. С кем ты идешь?
Гвидо. Какая разница?
Мама. Мне хочется знать, с кем встречается мой сын…. Как ее зовут?
Гвидо. Доминик.
Мама. Красивое имя. Ты не знаешь, что оно означает?
Гвидо. Мам, кончай.
Мама. Что такого я сказала? Я читала, что каждое имя что-то означает…. И, кстати говоря, имя человека очень влияет на то, как он проживает свою жизнь.
Гвидо. Мам, ну что ты…. Если ее имя переводится с древнеарамейского, как «тарантул», мне не следует с ней встречаться?
Мама. Что ты такое говоришь? Я просто рассказываю тебе о том, что прочитала в книге….
Гвидо. А в ней ничего не написано о том, что родителям не стоит лезть в дела детей?… Особенно, когда они выросли.
Мама. Да я ведь ничего не сказала…. Почему ты все воспринимаешь с такой враждебностью?!
Гвидо. Потому, что только у меня родители суются во все дела…. Особенно в те, которые их не касаются. У Виктора, например, родители вообще не в курсе дела, с кем он ходит в кино и где ночует.
Мама. Поэтому твой друг Виктор едва не угодил в тюрьму сразу после шестнадцатилетия. Может быть, у его родителей много денег, и они готовы нанимать дорогих адвокатов для своего чада, а мы с твоим отцом….
Гвидо. Я всегда прошу вас только об одном – не уделять мне такого пристального внимания.
Мама. Всем повезло с родителями, кроме тебя….
Гвидо (подходит к Маме и обнимает ее за плечи). Прости, мамочка, возраст первых свиданий абсолютно не подходит для общения с родителями.
Мама. Может быть, ты и вырос хорошим человеком потому, что мы с отцом уделяли тебе столько внимания.
Гвидо. Я знаю. Проблема только в том, что ценить это мы начинаем где-то после тридцати.
Мама. Надень штаны, а то ты сейчас напоминаешь мне отца. Он, когда был моложе, ходил по квартире без штанов до самого ухода на работу. Я у него все время спрашивала: тебе просто удобно ходить без штанов, или ты нудист?
Гвидо. Нудисты ходят без нижнего белья…. Что он отвечал?
Мама. Отвечал, что брюки мнутся…. А если он надевает их перед самым выходом на работу, то соседи думают, что у него хозяйственная жена, которая не выпускает мужа из дома в мятых брюках.
Гвидо. (Надевая брюки) Мам, я хочу открыть тебе одну тайну.
Мама. Ты женишься?
Гвидо. Нет, что ты. Я хочу сказать тебе, что не надеваю брюки до самого выхода из дома по той же причине, что и отец.
Мама. Естественно. Ты же его сын.
Гвидо. А ты – моя мать.
Пауза. Что-то меняется в комнате. Время смещается вперед или назад – на год, два, пять, десять...
Гвидо. Мам, почему я ненавидел детский сад, плохо переносил школу и терпеть не мог университет? Это твои гены или папины?
Мама. Ты хочешь честный ответ или тот, который должны давать настоящие родители?
Гвидо. Тот, который должны давать родители.
Мама. Это оттого, что ваше поколение другое – в нем больше индивидуализма…. Вы пренебрегаете коллективизмом, который был в нас. Ваше поколение более профессионально, честолюбиво, амбициозно, в хорошем смысле этого слова. Впрочем, как каждое последующее поколение…. Вы больше знаете, больше умеете….
Гвидо. А честно?
Мама. Честно…. Мы с отцом тоже терпеть не могли эти бесконечные коллективы ровесников. Если ты растешь и развиваешься в нормальной семье, то хочется общаться с людьми старше себя, – ровесники кажутся какими-то неинтересными, глуповатыми…. Наверное, я не должна так говорить….
Гвидо. Да, мам. Ты должна говорить о том, что все люди равны, и каждый человек по-своему интересен. Правильно?
Мама. Молодец, правильно. Так и говори дочери….
Гвидо. Так и говорю. (Пауза) По-моему, ее поколение более склонно к коллективизму, в отличие от нас…. Они все разбиты на какие-то группы: геймеры, хакеры, байкеры…. Черт знает что. Мне иногда кажется, что….
Мама. …Что вы такими не были?
Гвидо. Ну, да.
Мама. Успокойся, были. Только вы были хуже.
Гвидо. Она вчера заявила мне, что выходит замуж.
Мама. Не рановато ли?
Гвидо. У меня в последнее время все чаще возникает желание собрать ее вещи и отправить из дома на все четыре стороны.
Мама. Гвидо, как ты думаешь, сколько раз у меня возникало такое желание относительно тебя?
Гвидо. А что, возникало?
Мама. Если коротко – да.
Гвидо. Расскажи, расскажи…. Когда это было?
Мама. Сейчас не вспомню….
Гвидо. Ты прекрасно помнишь, ну, расскажи….
Мама. В детстве… плохо помню. (Пауза) Помню, когда ты только родился, мне нужно было пять раз за ночь вставать к тебе…. Кошмар! Я – еще совсем девчонка, думала: угораздило же меня родить…. Зачем? Такое мучение….
Гвидо. Ужас! Такие мысли обо мне…. Обо мне!
Мама. Я все время хотела спать…. Ты мне так надоел тогда.
Гвидо. А потом?
Мама. Потом, наверное, твоя учеба….
Гвидо. Но ведь это ты могла понять? Или ты любила учиться?
Мама. Не скажу, что любила, но относилась к учебе, как к работе, которую надо выполнять.
Гвидо. Не думаю, что относиться к учебе надо именно так.
Мама. Сейчас я уже не знаю…. Слава Богу, ответственность за будущее семьи уже не на мне.
Гвидо. Давай вернемся к вопросу о том, когда у тебя возникало желание отправить меня на все четыре стороны.
Мама. Вспомнила! Самое большое желание тебя выпереть возникло у меня, когда ты спутался с этой Софией.
Гвидо. Представляю.
Мама. Не представляешь! Это все равно, что ты встретил бы свою дочь с мужчиной, который по возрасту годиться тебе самому в друзья.
Гвидо. Прямо уж, «в друзья». Она была старше меня всего на шесть лет.
Мама. Ты просто не хотел замечать очевидного. Когда тебе восемнадцать, а ей – двадцать четыре, разница почти не видна. Но когда мужчине исполняется сорок, а его жене сорок шесть – ощущение, что он женился на деньгах.
Гвидо. Почему «на деньгах»?
Мама. Потому, что в сорок мужчина хочет идти по улице рядом с девушкой, которая на десяток лет моложе его. А если он идет с женщиной, которая старше, значит, он женился на деньгах.
Гвидо. Правда?
Мама. Нет, но все так думают.
Гвидо. Но, ведь не всегда мужчина хочет, чтобы его женщина была моложе.
Мама. После сорока – всегда, Гвидо. Просто не всегда готовы что-то потерять из того, что приобрели за прошедшую жизнь.
Гвидо. А папа?
Мама. Папа – особый случай. Он не такой, как все….
Гвидо. Понятно.
Пауза
Мама. Хочешь кушать?
Гвидо. Не знаю…. Наверное, да.
Мама. Сделать тебе салат?
Гвидо. Хотя, нет, ты знаешь, я поем в ресторане. А-то, некрасиво получится – она будет кушать, а я – смотреть ей в рот.
Мама. Неплохо. Сочтет тебя экономным.
Гвидо. Или жмотом.
Мама. Однажды папа пригласил меня в ресторан. Мы тогда были совсем молодыми…. Учились в университете – стипендии не хватало... Я надела розовое платье, туфли на высоком каблуке….
Гвидо. Почему в том времени все платья – розовые?
Мама. Перестань. Так вот, пришли мы в ресторан…. Папа в габардиновом костюме.
Гвидо. А костюм, конечно, синий.
Мама. Да, синий. Ну и что, все ведь так ходили….
Гвидо. Извини, продолжай.
Мама. Пришли мы в ресторан.
Гвидо. Мальчик – в синем, девочка – в розовом.
Мама. Не хочешь – рассказывать не буду….
Гвидо. Прости, мамуля…. Это цинизм лезет из меня, как будто в голове несварение. Хрень какая-то.
Мама. Папа не позволял себе таких слов в моем присутствии.
Гвидо. Это с тобой он не позволял. Хотя, думаю, все он позволял, просто ты идеализируешь его образ, как и он твой. Пришли вы в ресторан….
Мама. Я уже забыла, что хотела рассказать.
Гвидо. Наверное, что-нибудь поучительное.
Мама. Ах, да. Хотела рассказать о том, как он ел торт столовой ложкой. Официант забыл подать к десерту ложку…. А как к папе попала столовая ложка?.. Не помню…. (Пауза) Короче говоря, на столе каким-то образом осталась ложка от супа, а десерт уже принесли….
Гвидо. Очень поучительная история, я извлек из нее массу уроков. Во-первых, не стоит ходить в дешевые забегаловки, где официант забывает уносить и приносить приборы. Во-вторых, не надо, идя вечером с девушкой в ресторан, заказывать суп. И, в-третьих, следует своевременно изучать правила поведения за столом – иначе спустя пару десятков лет жена будет вспоминать, как ты ел спагетти болоньезе руками.
Мама. Что тебе еще рассказать?
Пауза. Что-то меняется в комнате. Время смещается вперед или назад – на год, два, пять, десять...
Гвидо. Когда ты умерла, я воспринял это как предательство.
Мама. Гвидо, родители когда-то уходят…. Детям не следует уходить раньше родителей. Наверное, нет ничего страшнее….
Гвидо. А что делать мне?
Мама. Наверное, я виновата в том, что не подготовила тебя….
Гвидо. Да. Ты оставила меня одного….
Мама. Зачем ты так? У тебя есть жена, дочь, друзья….
Гвидо. Это странно. Со мной произошла какая-то трансформация…. В детстве вы с папой мне так надоели своей опекой, что… иногда я желал вам смерти.
Пауза
Мама. Не расстраивайся, сынок, в детстве это бывает со всеми. Дети, в общем-то, жестокие существа. Им ничего не стоит обидеть человека, или пожелать ему смерти….
Гвидо. Это ужасно.
Мама. Но с возрастом это прошло?
Гвидо. Да, мам, это прошло. Потом мне казалось, что я стал жить абсолютно свободно, но временами ощущал дискомфорт оттого, что мне чего-то недоставало…. Когда я расстался с Софией и вернулся на время в ваш дом, мне показалось, что мне недоставало именно вас с папой.
Мама. Не расстраивайся, ты просто проживал свою жизнь так, как ее проживают все….
Гвидо. А потом мне стало недоставать вас, как хромому недостает его ампутированной ноги.
Мама. Ну, что это за аллегории?
Гвидо. Именно так. Я думал, что жена не в состоянии понять меня так, как поняла бы ты…. Мне казалось, что лучше, чем готовила ты, готовить не может никто. Я все время хотел твоего пирога с капустой….
Мама. Глупый. Просто ты привык с детства к какой-то еде, и никто не готовит ее так, как готовила я в твоем детстве. Но это не значит, что я лучший кулинар в мире.
Гвидо. Значит! Я больше никогда не ел такого вкусного пирога с капустой….
Мама. …Это потому, что ты вырос.
Гвидо. Возраст не при чем. Чем старше я становился, тем нужнее становилась мне ты.
Мама. Гвидо, ты ничем не отличаешься от меня, папы или любого другого человека. С возрастом родители становятся нужнее, особенно тогда, когда вырастают собственные дети. Это просто жизнь.
Гвидо. Нет. Я не хочу такую жизнь. Я хочу, чтобы родители не надоедали в молодости своими нравоучениями, и были рядом, когда понимаешь, что дороже их в жизни никого нет….
Мама. Так не бывает, Гвидо. Если бы так случилось, наверное, земной шар начал бы вращаться в обратную сторону.
Гвидо. Сколько тебе было лет, когда умерла бабушка?
Мама. Сорок пять.
Гвидо. А мне – 53, когда умерла ты. Во время похорон я чувствовал себя беспомощным ребенком….
Мама. Я тоже, когда умерла мама….
Гвидо. Что бы ты хотела съесть сейчас из того, что готовила бабушка?
Мама. Не знаю…. (Пауза) Я не помню, как называется это блюдо…. Она обжаривала куски баранины, сильно перчила их…. Потом обжаривала капустные листья и прокладывала ими баранину слоями. Это было невероятно вкусно. Я однажды пыталась сделать это блюдо, но….
Гвидо. Не помню.
Мама. …Оно не получилось.
Гвидо. Недавно я понял простую истину: пока живы твои родители – ты ребенок.
Пауза. Что-то меняется в комнате. Время смещается вперед или назад – на год, два, пять, десять...
Гвидо. Сегодня хотел тебе так много сказать, а как-то не получается. Все спонтанно…. На все не хватает времени…. Надо идти, а чувствую, что недоговорил.
Мама. Потом договоришь…. (Пауза) Это так и происходит, – всю жизнь кажется, что чего-то не успеваешь…. Потом приходит время собираться, и понимаешь, что недоделанного ничего не осталось…. Вроде все успел.
Пауза
Гвидо. Что-то мне расхотелось идти в ресторан с Доминик. Тем более, я с ней чувствую себя не очень комфортно…. Она как-то слишком фривольно говорит о своих прежних ухажерах. И подруги ее мне не нравятся….
Мама. Не торопись с выводами, сынок. Я твоему отцу первое время тоже много рассказывала о своих кавалерах…. Набивала цену. Потом это проходит… вместе с подругами.
Гвидо. А куда они деваются?
Мама. Не знаю…. Они пропадают безвозвратно.
Гвидо. А что появляется взамен?
Мама. Муж.
Гвидо. И все?
Мама. Нет, еще дети и дом.
Гвидо. Хорошо, будем считать, что ты меня убедила.
Мама. Будем.
Гвидо. Ты мне не одолжишь немного денег до стипендии?
Мама. Одолжу. Я положила их тебе во внутренний карман пиджака.
Гвидо. Ты у меня самая лучшая.
Мама. А если бы не одолжила?
Гвидо. Тогда была бы лучшая, но не самая.
Мама. Прошу тебя: поздно не приходи.
Гвидо. Мам, ты же знаешь.
Мама. Вот именно, знаю.
Гвидо. Все, пока. Папе скажешь, что я в библиотеке.
Мама. Очень смешно. (Вдогонку) Не поздно!
Гвидо подходит к двери, открывает ее, и шагает в следующую комнату.
@темы: интересности