STICKSTOFF.не потеряй себя в тумане,не позволь себе утонуть в бездне света.
III. Желтая
В комнате стоит стол, на нем – компьютер. За компьютером сидит Франк. Он что-то неторопливо поправляет в тексте на экране. Гвидо входит с двумя бутылками пива в руках.
читать дальшеГвидо. Ты оторвешься от своей писанины?
Франк. Ради чего?
Гвидо. Ради общения с дорогим тебе человеком.
Франк (не отрываясь от текста). Мама уехала к сестре.
Гвидо. Я не претендую на звание самого дорогого человека…. А ради холодного пива?
Франк (поворачиваясь к Гвидо). Это меняет дело.
Гвидо. Светлое.
Франк. Ты ради издевки приносишь всегда светлое пиво, или боишься, что я наберу лишний вес?
Гвидо. Просто я….
Франк. …Покупаю свое любимое светлое пиво, и не очень-то размышляю над тем, какое пиво любит Франк. Потому, что все должны понять: лучшее пиво – это то, которое пью я.
Гвидо. Да нет….
Франк. Надо сказать, ты добился определенных успехов на этом поприще, – я уже пью твое любимое пиво без омерзения.
Гвидо. Ты дашь мне слово вставить?
Франк. Нет. Потому что если я дам тебе вставить слово – ты обязательно вставишь его не в то место, где оно звучало бы по-настоящему. Ты понимаешь, что такое «по-настоящему»?
Гвидо. Да.
Франк. Нет! Ты просто приставляешь слова, как домино – попка к попке, и не задумываешься об их звучании… и о значении.
Гвидо (поворачиваясь в сторону двери, из которой вошел). Я пошел.
Франк. Я шесть с половиной часов сидел перед экраном монитора, не произнося ни слова. Я могу высказаться?
Гвидо (возвращаясь и садясь на пол). Можешь… после моего ухода.
Франк. Хорошо, помолчим.
Пауза
Франк. Что-нибудь случилось?
Гвидо. Нет.
Франк. Я же вижу, что что-то случилось.
Гвидо. Да нет, ничего не случилось. Просто что-то терзает внутри, какое-то самоуничижение…. Мне кажется, что я никчемное существо, не достойное жизни на этом свете.
Франк. Брось. Жить на этом свете – не великая честь. Этого достойны существа и помельче тебя калибром. Ты просто переживаешь банальный кризис среднего возраста. По-моему, мы об этом уже говорили.
Гвидо. Сколько ни говори – легче не становится….
Франк. Слово имеет великую исцеляющую силу. Простой набор слов может убить человека, излечить от недуга, позволить безболезненно ходить по костру или не чувствовать боли при операции….
Гвидо. Лирика.
Франк. Реальность.
Гвидо. Исцели меня словом.
Пауза
Франк. Вчера встретил давнего приятеля – вместе учились в университете: я – на филологии, он – на экономике.
Гвидо. И что?
Франк. Рассказал мне свою историю.
Гвидо. При чем здесь я?
Франк. Ты здесь не при чем, просто история.
Гвидо. А я уж подумал, что ты меня лечишь.
Франк. Упаси Господь. Так вот – история. Сразу после окончания университета мой приятель устроился на работу в успешную финансовую компанию. Стал сразу зарабатывать хорошие деньги.
Гвидо. Дай определение слова «хорошие».
Франк. …Это такие, которых хватает на жизнь в любой стране мира, а на оставшиеся от дневного заработка можно вечером полететь куда-нибудь на самолете.
Гвидо. Понял.
Франк. Заработав сумму, которой бы хватило на покупку того самолета, на котором можно вечером куда-нибудь полететь, он расслабился…. Женился, завел ребенка, собаку…. Но после осеннего кризиса все его сбережения сгорели на бирже, и он остался без гроша за душой.
Гвидо. Тяжело.
Франк. Это не конец истории. Жена забрала ребенка и переехала к его лучшему другу, который держал деньги наличными в депозитном ящике, и от кризиса практически не пострадал….
Гвидо. Все?
Франк. Нет. Собака умерла от тоски.
Гвидо. Ужас!
Франк. Как настроение теперь?
Гвидо. Легче.
Франк. Видишь, как лечит слово.
Гвидо. Придумал историю на ходу?
Франк. А ты думаешь, не спал ночами, придумывая подобную глупость?
Гвидо. Надеялся.
Франк. Не надейся – нет времени.
Пауза
Гвидо. Что пишешь?
Франк. Пьесу.
Гвидо. О чем?
Франк. О любви, естественно.
Гвидо. К родине?
Франк. О любви к женщине двух мужчин, переживающих кризис среднего возраста. Им по 37 лет: один из них – король, второй – художник.
Гвидо. Про нас с тобой.
Франк. Почти.
Гвидо. Не интересно.
Франк. Почему?
Гвидо. Мне интересно читать что-то, что дает ответы на вопросы. А на кой мне читать про себя, если в моей жизни одни вопросы… без ответов.
Франк. Это кажущееся. У тебя ответов больше, чем у большинства населения планеты. Ты – элита человечества.
Гвидо. Или вселенной?
Франк. Или вселенной. Ручаться не могу.
Гвидо. Если я начну так считать, ты первый назовешь меня снобом.
Франк. Глупости. Это не эмоции, а элементарная арифметика. К сожалению, я не помню точных цифр, но если у человека есть жилье – он входит в 70 процентов землян; если есть работа – в 50 процентов…. Далее следует уровень достатка, автомобиль, возможность перемещаться по миру… последнее – компьютер. Если все это имеется в наличии даже плохонького качества, – ты входишь в 1 процент землян.
Гвидо. С ума сойти. А орден мне за это дадут?
Франк. Нет. Ордена на нашей планете дают в основном за уничтожение нескольких тысяч человек, входящих в низовые подгруппы населения. А лучше – нескольких миллионов….
Гвидо. Если я – элита, то почему мне так хреново?
Франк. Быть элитой – это не почетная обязанность, а безграничная ответственность.
Гвидо. Какой пафос!
Франк. Это не пафос – констатация познанной реальности.
Гвидо (пауза). Франк!
Франк. Что?
Гвидо. Ты себе нравишься?
Франк. В каком смысле?
Гвидо. Во всех смыслах…
Франк. Странно поставлен вопрос, но я, кажется, понимаю, о чем ты…. Нет, не нравлюсь.
Гвидо. Терпеть не могу эту твою манеру отвечать односложно именно тогда, когда мне нужен развернутый ответ.
Пауза
Франк. Ты – хрестоматийный человек…
Гвидо. Это оскорбление?
Франк. Комплимент. Ты все делаешь в срок: в двадцать три – окончил университет; в двадцать шесть – женился; в тридцать – повзрослел; в тридцать три пережил первый семейный кризис…. Теперь тридцать семь – время переживать кризис среднего возраста.
Гвидо. А ты?
Франк. Я свой кризис пережил на два года раньше тебя.
Гвидо. Жаль.
Франк. Чего жаль?
Гвидо. Жаль, что не сейчас – вместе веселее.
Франк. Спасибо.
Пауза
Гвидо. Мерзкое чувство: утром хочется убить себя, а вечером – кого-нибудь. (Пауза) У тебя тоже так было?
Франк. Хуже. У меня – только себя.
Пауза. Что-то меняется в комнате. Время смещается вперед или назад – на год, два, пять, десять...
Гвидо. Как ты думаешь, мне уйти?
Франк. Ты про Доминик?
Гвидо. Да.
Франк. Ты хочешь совета или слов поддержки?
Гвидо. Я хочу, чтобы решение принял за меня кто-то другой.
Франк. Ты же знаешь, что так не бывает.
Гвидо. Бывает. Во время войны командир посылает бойцов в атаку на верную гибель и берет на себя ответственность за смерть молодых людей.
Франк. А что тебе говорит Командир?
Гвидо. Он молчит.
Франк. Видишь, даже он не хочет брать на себя ответственность.
Гвидо. Я хочу, чтобы ты сказал мне, как поступить.
Франк. Посоветовал?
Гвидо. Ну, да, как бы….
Франк. У меня незавидная судьба, причем в обоих вариантах. Вариант первый: я советую тебе бросить Доминик и уйти к Эми. Ты уходишь, но вскоре осознаешь, что начинать надо все сначала – привыкать, учить, воспитывать…. Для мужчины в 48 это может стать непосильной задачей. А вместе с этим, ты постигнешь еще одну истину – кроме Доминик тебя никто не понимал и не поймет до конца жизни…. Но мосты сожжены, и возвращаться некуда.
Гвидо. Но есть плюсы от жизни с молодой девушкой – меняется энергетика, появляется вкус к жизни….
Франк. Каждое утро ты будешь смотреться в зеркало все пристальнее: жизнь с девушкой, которая моложе на 15 лет, обязывает к образцовому внешнему виду. Ты должен будешь забыть про мешковатые свитера и заношенные вельветовые пиджаки. Такие мужчины начинают носить нелепые костюмы от Ferre и дурацкие молодцеватые курточки от Hugo Boss…. Ты начнешь думать не о творчестве и смысле жизни, а про то, не появилась ли у тебя лысина, и не слишком ли выпирает живот из-под тенниски Lacoste.
Гвидо. Вывод?
Франк. Ты быстро становишься недовольным жизнью, и винишь в этом меня – твоего доброго советчика.
Гвидо. А второй?
Франк. Вариант два. Я советую тебе бросить Эми и остаться с Доминик. Ты остаешься с женщиной, с которой прожил больше двадцати лет и от которой у тебя чудная дочь. Вроде бы все хорошо, восторжествовали мораль и разум…. Но ты всю оставшуюся жизнь будешь думать о том, что у тебя могла быть какая-то особенная большая любовь, но ты упустил этот момент. Особенно эти размышления будут преследовать тебя в те минуты, когда будут происходить обострения отношений с Доминик…. Вплоть до самой импотенции. Угадай, кого ты будешь считать главным виновником твоей загубленной жизни и пришедшей импотенции?
Гвидо. Тебя.
Франк. Вот видишь. Поэтому я и не даю советов, а принимаю любое твое решение, невзирая на то, что мне очень нравится Доминик.
Гвидо. Это намек?
Франк. Считай, как хочешь.
Гвидо. Хочу считать это дружеским советом.
Франк. Вот это – вряд ли.
Гвидо. Хорошо, дружеским намеком.
Франк. Знаешь, подарить кому-то мешок ответственности можно лишь в том случае, когда человек готов его принять…. Я не готов.
Пауза
Гвидо. Когда дело касается семейной жизни, ты всегда уходишь от разговора.
Франк. Мы только что около получаса проговорили о твоей семейной жизни.
Гвидо. И в результате я опять ничего не изменю.
Франк. Возможно это моя ошибка. Может быть, нам обоим следовало бы что-то изменить в нашей жизни много лет назад.
Пауза
Гвидо. Не понял. Ты имеешь в виду что-то конкретное?
Франк. Нет, это я так…
Гвидо. Ты договаривай, договаривай.
Франк. Да нечего договаривать.
Гвидо. Что значит «изменить много лет назад»? Что изменить? И сколько это – «много»?
Франк. Кончай. Я просто имел в виду, что, может быть, мы могли бы прожить по-другому эти годы – без кризисов и проблем.
Гвидо. Это если бы мы сделали что? Говори, Франк, не выкручивайся!
Франк. Я не выкручиваюсь….
Гвидо. Я тебя слишком хорошо знаю. По одному твоему вздоху я могу понять, чего ты хочешь: пиво или виски! Скажи, что ты имел в виду, иначе…
Франк (пауза). Я просто подумал, что если бы тогда, двадцать пять лет назад, из кафе Доминик пошел провожать я….
Гвидо. То…
Франк. То жизнь могла бы повернуться иначе.
Гвидо. Это в какую из сторон? Ты будешь говорить или нет?!!
Франк. Что ты хочешь, чтобы я сказал?
Гвидо. Правду! Я хочу, чтобы ты сказал правду!
Пауза
Франк. Хорошо, я скажу правду, но только она тебе вряд ли понравится.
Гвидо. Говори.
Франк. Мне всегда нравилась Доминик, с первого дня, когда ты пошел провожать ее из «Безлошадного ковбоя». И все эти годы я понимал, что тебе досталась женщина, которой ты не стоишь. (Пауза) Ты получил чужой приз. Понимаешь? (Пауза) Ты мог сидеть со мной в баре и говорить ей по телефону, что находишься на работе. Ты закручивал романы с женщинами, которые не стоят ее мизинца, а она ждала тебя дома, приготовив ужин… вкусный ужин! Ты думал только о своей персоне! Ты был эгоистом! Ты был… свиньей! (Пауза) Я никогда не повел бы себя по отношению к Доминик так, как вел себя ты. Я, в отличие от тебя, всегда понимал, что «лучшее враг хорошего»…. А на самом деле, я просто всегда… ее любил…
Гвидо сжимает в руке стакан, подвернувшийся ему под руку. Некоторое время молча стоит, затем бросает стакан на пол, поворачивается и идет к двери. Подойдя, некоторое время стоит напротив закрытой двери и начинает тихо плакать. Франк, смиренно ожидавший реакции Гвидо, поворачивается к другой двери и с шумом выдыхает воздух.
Франк. Стало легче.
Гвидо (успокаиваясь). Почему ты молчал?
Франк. Раньше мне казалось, что я был бы для нее еще худшим мужем, чем ты.
Гвидо. А теперь.
Франк. А теперь – тем более.
Пауза. Что-то меняется в комнате. Время смещается вперед или назад – на год, два, пять, десять...
Гвидо. Поехали завтра в стрелковый клуб?
Франк. Завтра выборы.
Гвидо. Очень смешно.
Франк. За кого будешь голосовать?
Гвидо. Я не пойду.
Франк. Почему?
Гвидо. Надоело.
Франк. Что значит «надоело»?
Гвидо. То и значит. Я ходил несколько раз, но никогда не угадывал победителя.
Франк. Ты что же, угадывать ходишь?
Гвидо. Не совсем, но постоянно задумываюсь о том, почему я всегда в меньшинстве. Надоело! Вот пройдут эти выборы без меня, а на следующий день кто-нибудь спросит: «Гвидо, за кого ты голосовал?»…. Ты, например….
Франк. Хорошо. Гвидо, за кого ты голосовал?
Гвидо. За победителя, Франк! А ты?
Франк. А я, как всегда, за проигравшего.
Гвидо. Ну, и скажи, как у тебя настроение?
Франк. Не очень.
Гвидо. А у меня прекрасное.
Франк. Недурно…. Но цинично.
Гвидо. Мое хорошее расположение духа стоит дороже любых результатов выборов.
Франк. А как же гражданская позиция?
Гвидо. Хорошо. Представь себе ситуацию: мы идем на выборы и голосуем за кандидата «Икс». Он показался нам человеком добрым, порядочным и неподкупным. Показался, Франк! Показался!!!
Привыкнув к большому плюшевому креслу, он начинает вести себя не очень адекватно – избивать подчиненных, красть деньги, насиловать политических оппонентов. Не насытившись властью, он начинает войну…. Потом его бывшие соседи по лестничной площадке рассказывают в газетах о том, как в детстве он мучил животных, ябедничал на одноклассников и воровал у них завтраки. Но все это мы узнаем после того…. Я больше не хочу отвечать за людей, которых плохо знаю, Франк.
Франк. Но если ты не захочешь решать, то за тебя это сделают другие люди… которых ты тоже не знаешь.
Гвидо. Пусть! Пусть они изберут людоеда и отвечают за это перед Богом! А я отвечу перед ним за свои грехи,… которых у меня хватает и без того.
Франк. Это, конечно, позиция…. Но, по-моему, это слабая позиция….
Пауза
Франк. Мир не придумал лучшего алгоритма управления группами людей, чем демократические выборы. Да, этот алгоритм несовершенен и иногда дает чудовищные сбои, но других правил, к сожалению, нет. А если ты относишься к элите мира, то должен показывать пример в следовании этим правилам.
Гвидо. Я никому ничего не должен.
Франк. Должен! Ты должен своему ребенку, который не может пока сам принимать участия в общем выборе.
Гвидо. Пусть она выбирает индивидуально: ароматы леденцов или размеры кукол. А когда ей кто-то попытается запретить это делать, мой долг перевезти ее туда, где никто не будет мешать выбору. Но я не собираюсь проводить жизнь в борьбе борьбы с борьбой. У меня нет на это времени….
Франк. Знаешь, меня всегда поражало, что позиция отказа от общественной жизни сильнее позиции участия. Мои убеждения, в отличие от твоих, моральнее и правильнее, но я выгляжу этаким обезумевшим революционером, а ты – честным борцом за семейные ценности. Кошмар!
Гвидо. Мне очень нравится оценка «правильнее». Если нетрудно, дай определение «правильного».
Пауза
Франк. Хорошо. Правильным является то, что не противоречит десяти заповедям.
Гвидо. Великолепно! Ты мне их не напомнишь?
Франк. Напомню: нет бога, кроме Господа твоего; не сотвори себе кумира; не поминай имя Господа всуе; празднуй святые дни; почитай отца и мать своих; не убий; не прелюбодействуй; не укради; не лжесвидетельствуй; не возжелай жены ближнего.
Пауза
Гвидо. Значит так. Если я зверски избиваю собственную собаку, что не противоречит десяти заповедям, то поступаю правильно….
Франк. Так можно довести до абсурда любую идею….
Гвидо. Или, к примеру, если я сожгу ближайший лес – это правильно? Ведь про лес ничего не сказано в Библии….
Франк. Это все – удары ниже пояса.
Гвидо. Да нормальные удары…. Просто в той инструкции, по которой ты отличаешь правильное от неправильного, не хватает одной заповеди.
Франк. Какой же?
Гвидо. Не будь дураком!
Франк. Надо сказать, заповедь всеобъемлющая….
Гвидо. Да, ею легко можно заменить все остальные.
Франк. По-моему, мы отвлеклись от темы разговора.
Гвидо. Отвлеклись, только я не помню, о чем мы говорили.
Франк. Заповеди, правильно, неправильно, дети, выборы…. Политика. Мы говорили о политике.
Гвидо. Я просил тебя не говорить о политике.
Франк. Это ты начал.
Гвидо (пауза). Я пригласил тебя поехать в стрелковый клуб.
Франк. Ты думаешь, мне не надоели эти бесконечные разговоры о политике? Ты думаешь, я хочу писать публицистический бред о том, что такое гражданское общество?!
Гвидо. Перестань. Поговорили и поговорили, чего копья ломать?
Франк. Мне надоели эти бесконечные споры и неискоренимое человеческое невежество! Мне противно оттого, что ничего вокруг не меняется!…
Гвидо. Ну, что ты такое говоришь? Ты – успешный мужчина, прижизненный классик, публицист, драматург, сценарист…. Все твои успехи и не вспомнить…
Франк. Брось! Успешный человек – это человек, который добился успеха в главном – в семейной жизни. Это человек, которого в спальне ждет любимая жена, а в детской спят двое милых детишек.
Гвидо. Это ты брось! Ты не хочешь снизить свои запросы…. Ты всегда хотел встретить такую женщину, которой не существует на свете.
Франк. Мне что же, согласиться на совместную жизнь с той, которую не люблю… или с законченной дурочкой? Спасибо, этого мне хватило.
Гвидо. У тебя была Татьяна – далеко не дурочка. И, по-моему, ты не был к ней равнодушен.
Франк. Мне нравилось ее имя. (Пауза) Но в ней не было того, что вы называете сексуальностью.
Гвидо. А ты?
Франк. Что?
Гвидо. А ты это как называешь?
Франк. А-а! Ну, например, шармом или… не знаю. (Пауза) Я не знаю, Гвидо, чего хочу…. Может, все дело в этой писанине, которая не дает мне уснуть каждый день…
Гвидо. Может быть, тебе не стоит писать о красивых, умных и благородных женщинах, а, Франк? Напиши что-нибудь про ущербную, страшненькую неудачницу, которая встречает писателя… слепого. А голос у нее, к примеру, очень даже приятный…. Можешь так и назвать роман – «Звук твоего голоса».
Франк. Спасибо. А кто будет читать этот роман, ты?
Гвидо. Почему я? Слепые писатели и страшненькие неудачницы.
Франк. А кто заплатит мне гонорар?
Гвидо. Как кто? Ты хочешь сказать, что в мире закончились издатели-неудачники?
Франк. Спасибо тебе за доброе слово, которым ты всегда можешь утешить.
Пауза
Гвидо. Идти надо.
Франк. Посиди еще.
Гвидо. Посидел бы, но надо домой – Доминик ждет… и Мария.
Франк. Поцелуй их от меня.
Гвидо. Обязательно. Завтра увидимся. Пока.
Франк. Пока.
Гвидо подходит к двери, открывает ее и шагает в следующую комнату.
В комнате стоит стол, на нем – компьютер. За компьютером сидит Франк. Он что-то неторопливо поправляет в тексте на экране. Гвидо входит с двумя бутылками пива в руках.
читать дальшеГвидо. Ты оторвешься от своей писанины?
Франк. Ради чего?
Гвидо. Ради общения с дорогим тебе человеком.
Франк (не отрываясь от текста). Мама уехала к сестре.
Гвидо. Я не претендую на звание самого дорогого человека…. А ради холодного пива?
Франк (поворачиваясь к Гвидо). Это меняет дело.
Гвидо. Светлое.
Франк. Ты ради издевки приносишь всегда светлое пиво, или боишься, что я наберу лишний вес?
Гвидо. Просто я….
Франк. …Покупаю свое любимое светлое пиво, и не очень-то размышляю над тем, какое пиво любит Франк. Потому, что все должны понять: лучшее пиво – это то, которое пью я.
Гвидо. Да нет….
Франк. Надо сказать, ты добился определенных успехов на этом поприще, – я уже пью твое любимое пиво без омерзения.
Гвидо. Ты дашь мне слово вставить?
Франк. Нет. Потому что если я дам тебе вставить слово – ты обязательно вставишь его не в то место, где оно звучало бы по-настоящему. Ты понимаешь, что такое «по-настоящему»?
Гвидо. Да.
Франк. Нет! Ты просто приставляешь слова, как домино – попка к попке, и не задумываешься об их звучании… и о значении.
Гвидо (поворачиваясь в сторону двери, из которой вошел). Я пошел.
Франк. Я шесть с половиной часов сидел перед экраном монитора, не произнося ни слова. Я могу высказаться?
Гвидо (возвращаясь и садясь на пол). Можешь… после моего ухода.
Франк. Хорошо, помолчим.
Пауза
Франк. Что-нибудь случилось?
Гвидо. Нет.
Франк. Я же вижу, что что-то случилось.
Гвидо. Да нет, ничего не случилось. Просто что-то терзает внутри, какое-то самоуничижение…. Мне кажется, что я никчемное существо, не достойное жизни на этом свете.
Франк. Брось. Жить на этом свете – не великая честь. Этого достойны существа и помельче тебя калибром. Ты просто переживаешь банальный кризис среднего возраста. По-моему, мы об этом уже говорили.
Гвидо. Сколько ни говори – легче не становится….
Франк. Слово имеет великую исцеляющую силу. Простой набор слов может убить человека, излечить от недуга, позволить безболезненно ходить по костру или не чувствовать боли при операции….
Гвидо. Лирика.
Франк. Реальность.
Гвидо. Исцели меня словом.
Пауза
Франк. Вчера встретил давнего приятеля – вместе учились в университете: я – на филологии, он – на экономике.
Гвидо. И что?
Франк. Рассказал мне свою историю.
Гвидо. При чем здесь я?
Франк. Ты здесь не при чем, просто история.
Гвидо. А я уж подумал, что ты меня лечишь.
Франк. Упаси Господь. Так вот – история. Сразу после окончания университета мой приятель устроился на работу в успешную финансовую компанию. Стал сразу зарабатывать хорошие деньги.
Гвидо. Дай определение слова «хорошие».
Франк. …Это такие, которых хватает на жизнь в любой стране мира, а на оставшиеся от дневного заработка можно вечером полететь куда-нибудь на самолете.
Гвидо. Понял.
Франк. Заработав сумму, которой бы хватило на покупку того самолета, на котором можно вечером куда-нибудь полететь, он расслабился…. Женился, завел ребенка, собаку…. Но после осеннего кризиса все его сбережения сгорели на бирже, и он остался без гроша за душой.
Гвидо. Тяжело.
Франк. Это не конец истории. Жена забрала ребенка и переехала к его лучшему другу, который держал деньги наличными в депозитном ящике, и от кризиса практически не пострадал….
Гвидо. Все?
Франк. Нет. Собака умерла от тоски.
Гвидо. Ужас!
Франк. Как настроение теперь?
Гвидо. Легче.
Франк. Видишь, как лечит слово.
Гвидо. Придумал историю на ходу?
Франк. А ты думаешь, не спал ночами, придумывая подобную глупость?
Гвидо. Надеялся.
Франк. Не надейся – нет времени.
Пауза
Гвидо. Что пишешь?
Франк. Пьесу.
Гвидо. О чем?
Франк. О любви, естественно.
Гвидо. К родине?
Франк. О любви к женщине двух мужчин, переживающих кризис среднего возраста. Им по 37 лет: один из них – король, второй – художник.
Гвидо. Про нас с тобой.
Франк. Почти.
Гвидо. Не интересно.
Франк. Почему?
Гвидо. Мне интересно читать что-то, что дает ответы на вопросы. А на кой мне читать про себя, если в моей жизни одни вопросы… без ответов.
Франк. Это кажущееся. У тебя ответов больше, чем у большинства населения планеты. Ты – элита человечества.
Гвидо. Или вселенной?
Франк. Или вселенной. Ручаться не могу.
Гвидо. Если я начну так считать, ты первый назовешь меня снобом.
Франк. Глупости. Это не эмоции, а элементарная арифметика. К сожалению, я не помню точных цифр, но если у человека есть жилье – он входит в 70 процентов землян; если есть работа – в 50 процентов…. Далее следует уровень достатка, автомобиль, возможность перемещаться по миру… последнее – компьютер. Если все это имеется в наличии даже плохонького качества, – ты входишь в 1 процент землян.
Гвидо. С ума сойти. А орден мне за это дадут?
Франк. Нет. Ордена на нашей планете дают в основном за уничтожение нескольких тысяч человек, входящих в низовые подгруппы населения. А лучше – нескольких миллионов….
Гвидо. Если я – элита, то почему мне так хреново?
Франк. Быть элитой – это не почетная обязанность, а безграничная ответственность.
Гвидо. Какой пафос!
Франк. Это не пафос – констатация познанной реальности.
Гвидо (пауза). Франк!
Франк. Что?
Гвидо. Ты себе нравишься?
Франк. В каком смысле?
Гвидо. Во всех смыслах…
Франк. Странно поставлен вопрос, но я, кажется, понимаю, о чем ты…. Нет, не нравлюсь.
Гвидо. Терпеть не могу эту твою манеру отвечать односложно именно тогда, когда мне нужен развернутый ответ.
Пауза
Франк. Ты – хрестоматийный человек…
Гвидо. Это оскорбление?
Франк. Комплимент. Ты все делаешь в срок: в двадцать три – окончил университет; в двадцать шесть – женился; в тридцать – повзрослел; в тридцать три пережил первый семейный кризис…. Теперь тридцать семь – время переживать кризис среднего возраста.
Гвидо. А ты?
Франк. Я свой кризис пережил на два года раньше тебя.
Гвидо. Жаль.
Франк. Чего жаль?
Гвидо. Жаль, что не сейчас – вместе веселее.
Франк. Спасибо.
Пауза
Гвидо. Мерзкое чувство: утром хочется убить себя, а вечером – кого-нибудь. (Пауза) У тебя тоже так было?
Франк. Хуже. У меня – только себя.
Пауза. Что-то меняется в комнате. Время смещается вперед или назад – на год, два, пять, десять...
Гвидо. Как ты думаешь, мне уйти?
Франк. Ты про Доминик?
Гвидо. Да.
Франк. Ты хочешь совета или слов поддержки?
Гвидо. Я хочу, чтобы решение принял за меня кто-то другой.
Франк. Ты же знаешь, что так не бывает.
Гвидо. Бывает. Во время войны командир посылает бойцов в атаку на верную гибель и берет на себя ответственность за смерть молодых людей.
Франк. А что тебе говорит Командир?
Гвидо. Он молчит.
Франк. Видишь, даже он не хочет брать на себя ответственность.
Гвидо. Я хочу, чтобы ты сказал мне, как поступить.
Франк. Посоветовал?
Гвидо. Ну, да, как бы….
Франк. У меня незавидная судьба, причем в обоих вариантах. Вариант первый: я советую тебе бросить Доминик и уйти к Эми. Ты уходишь, но вскоре осознаешь, что начинать надо все сначала – привыкать, учить, воспитывать…. Для мужчины в 48 это может стать непосильной задачей. А вместе с этим, ты постигнешь еще одну истину – кроме Доминик тебя никто не понимал и не поймет до конца жизни…. Но мосты сожжены, и возвращаться некуда.
Гвидо. Но есть плюсы от жизни с молодой девушкой – меняется энергетика, появляется вкус к жизни….
Франк. Каждое утро ты будешь смотреться в зеркало все пристальнее: жизнь с девушкой, которая моложе на 15 лет, обязывает к образцовому внешнему виду. Ты должен будешь забыть про мешковатые свитера и заношенные вельветовые пиджаки. Такие мужчины начинают носить нелепые костюмы от Ferre и дурацкие молодцеватые курточки от Hugo Boss…. Ты начнешь думать не о творчестве и смысле жизни, а про то, не появилась ли у тебя лысина, и не слишком ли выпирает живот из-под тенниски Lacoste.
Гвидо. Вывод?
Франк. Ты быстро становишься недовольным жизнью, и винишь в этом меня – твоего доброго советчика.
Гвидо. А второй?
Франк. Вариант два. Я советую тебе бросить Эми и остаться с Доминик. Ты остаешься с женщиной, с которой прожил больше двадцати лет и от которой у тебя чудная дочь. Вроде бы все хорошо, восторжествовали мораль и разум…. Но ты всю оставшуюся жизнь будешь думать о том, что у тебя могла быть какая-то особенная большая любовь, но ты упустил этот момент. Особенно эти размышления будут преследовать тебя в те минуты, когда будут происходить обострения отношений с Доминик…. Вплоть до самой импотенции. Угадай, кого ты будешь считать главным виновником твоей загубленной жизни и пришедшей импотенции?
Гвидо. Тебя.
Франк. Вот видишь. Поэтому я и не даю советов, а принимаю любое твое решение, невзирая на то, что мне очень нравится Доминик.
Гвидо. Это намек?
Франк. Считай, как хочешь.
Гвидо. Хочу считать это дружеским советом.
Франк. Вот это – вряд ли.
Гвидо. Хорошо, дружеским намеком.
Франк. Знаешь, подарить кому-то мешок ответственности можно лишь в том случае, когда человек готов его принять…. Я не готов.
Пауза
Гвидо. Когда дело касается семейной жизни, ты всегда уходишь от разговора.
Франк. Мы только что около получаса проговорили о твоей семейной жизни.
Гвидо. И в результате я опять ничего не изменю.
Франк. Возможно это моя ошибка. Может быть, нам обоим следовало бы что-то изменить в нашей жизни много лет назад.
Пауза
Гвидо. Не понял. Ты имеешь в виду что-то конкретное?
Франк. Нет, это я так…
Гвидо. Ты договаривай, договаривай.
Франк. Да нечего договаривать.
Гвидо. Что значит «изменить много лет назад»? Что изменить? И сколько это – «много»?
Франк. Кончай. Я просто имел в виду, что, может быть, мы могли бы прожить по-другому эти годы – без кризисов и проблем.
Гвидо. Это если бы мы сделали что? Говори, Франк, не выкручивайся!
Франк. Я не выкручиваюсь….
Гвидо. Я тебя слишком хорошо знаю. По одному твоему вздоху я могу понять, чего ты хочешь: пиво или виски! Скажи, что ты имел в виду, иначе…
Франк (пауза). Я просто подумал, что если бы тогда, двадцать пять лет назад, из кафе Доминик пошел провожать я….
Гвидо. То…
Франк. То жизнь могла бы повернуться иначе.
Гвидо. Это в какую из сторон? Ты будешь говорить или нет?!!
Франк. Что ты хочешь, чтобы я сказал?
Гвидо. Правду! Я хочу, чтобы ты сказал правду!
Пауза
Франк. Хорошо, я скажу правду, но только она тебе вряд ли понравится.
Гвидо. Говори.
Франк. Мне всегда нравилась Доминик, с первого дня, когда ты пошел провожать ее из «Безлошадного ковбоя». И все эти годы я понимал, что тебе досталась женщина, которой ты не стоишь. (Пауза) Ты получил чужой приз. Понимаешь? (Пауза) Ты мог сидеть со мной в баре и говорить ей по телефону, что находишься на работе. Ты закручивал романы с женщинами, которые не стоят ее мизинца, а она ждала тебя дома, приготовив ужин… вкусный ужин! Ты думал только о своей персоне! Ты был эгоистом! Ты был… свиньей! (Пауза) Я никогда не повел бы себя по отношению к Доминик так, как вел себя ты. Я, в отличие от тебя, всегда понимал, что «лучшее враг хорошего»…. А на самом деле, я просто всегда… ее любил…
Гвидо сжимает в руке стакан, подвернувшийся ему под руку. Некоторое время молча стоит, затем бросает стакан на пол, поворачивается и идет к двери. Подойдя, некоторое время стоит напротив закрытой двери и начинает тихо плакать. Франк, смиренно ожидавший реакции Гвидо, поворачивается к другой двери и с шумом выдыхает воздух.
Франк. Стало легче.
Гвидо (успокаиваясь). Почему ты молчал?
Франк. Раньше мне казалось, что я был бы для нее еще худшим мужем, чем ты.
Гвидо. А теперь.
Франк. А теперь – тем более.
Пауза. Что-то меняется в комнате. Время смещается вперед или назад – на год, два, пять, десять...
Гвидо. Поехали завтра в стрелковый клуб?
Франк. Завтра выборы.
Гвидо. Очень смешно.
Франк. За кого будешь голосовать?
Гвидо. Я не пойду.
Франк. Почему?
Гвидо. Надоело.
Франк. Что значит «надоело»?
Гвидо. То и значит. Я ходил несколько раз, но никогда не угадывал победителя.
Франк. Ты что же, угадывать ходишь?
Гвидо. Не совсем, но постоянно задумываюсь о том, почему я всегда в меньшинстве. Надоело! Вот пройдут эти выборы без меня, а на следующий день кто-нибудь спросит: «Гвидо, за кого ты голосовал?»…. Ты, например….
Франк. Хорошо. Гвидо, за кого ты голосовал?
Гвидо. За победителя, Франк! А ты?
Франк. А я, как всегда, за проигравшего.
Гвидо. Ну, и скажи, как у тебя настроение?
Франк. Не очень.
Гвидо. А у меня прекрасное.
Франк. Недурно…. Но цинично.
Гвидо. Мое хорошее расположение духа стоит дороже любых результатов выборов.
Франк. А как же гражданская позиция?
Гвидо. Хорошо. Представь себе ситуацию: мы идем на выборы и голосуем за кандидата «Икс». Он показался нам человеком добрым, порядочным и неподкупным. Показался, Франк! Показался!!!
Привыкнув к большому плюшевому креслу, он начинает вести себя не очень адекватно – избивать подчиненных, красть деньги, насиловать политических оппонентов. Не насытившись властью, он начинает войну…. Потом его бывшие соседи по лестничной площадке рассказывают в газетах о том, как в детстве он мучил животных, ябедничал на одноклассников и воровал у них завтраки. Но все это мы узнаем после того…. Я больше не хочу отвечать за людей, которых плохо знаю, Франк.
Франк. Но если ты не захочешь решать, то за тебя это сделают другие люди… которых ты тоже не знаешь.
Гвидо. Пусть! Пусть они изберут людоеда и отвечают за это перед Богом! А я отвечу перед ним за свои грехи,… которых у меня хватает и без того.
Франк. Это, конечно, позиция…. Но, по-моему, это слабая позиция….
Пауза
Франк. Мир не придумал лучшего алгоритма управления группами людей, чем демократические выборы. Да, этот алгоритм несовершенен и иногда дает чудовищные сбои, но других правил, к сожалению, нет. А если ты относишься к элите мира, то должен показывать пример в следовании этим правилам.
Гвидо. Я никому ничего не должен.
Франк. Должен! Ты должен своему ребенку, который не может пока сам принимать участия в общем выборе.
Гвидо. Пусть она выбирает индивидуально: ароматы леденцов или размеры кукол. А когда ей кто-то попытается запретить это делать, мой долг перевезти ее туда, где никто не будет мешать выбору. Но я не собираюсь проводить жизнь в борьбе борьбы с борьбой. У меня нет на это времени….
Франк. Знаешь, меня всегда поражало, что позиция отказа от общественной жизни сильнее позиции участия. Мои убеждения, в отличие от твоих, моральнее и правильнее, но я выгляжу этаким обезумевшим революционером, а ты – честным борцом за семейные ценности. Кошмар!
Гвидо. Мне очень нравится оценка «правильнее». Если нетрудно, дай определение «правильного».
Пауза
Франк. Хорошо. Правильным является то, что не противоречит десяти заповедям.
Гвидо. Великолепно! Ты мне их не напомнишь?
Франк. Напомню: нет бога, кроме Господа твоего; не сотвори себе кумира; не поминай имя Господа всуе; празднуй святые дни; почитай отца и мать своих; не убий; не прелюбодействуй; не укради; не лжесвидетельствуй; не возжелай жены ближнего.
Пауза
Гвидо. Значит так. Если я зверски избиваю собственную собаку, что не противоречит десяти заповедям, то поступаю правильно….
Франк. Так можно довести до абсурда любую идею….
Гвидо. Или, к примеру, если я сожгу ближайший лес – это правильно? Ведь про лес ничего не сказано в Библии….
Франк. Это все – удары ниже пояса.
Гвидо. Да нормальные удары…. Просто в той инструкции, по которой ты отличаешь правильное от неправильного, не хватает одной заповеди.
Франк. Какой же?
Гвидо. Не будь дураком!
Франк. Надо сказать, заповедь всеобъемлющая….
Гвидо. Да, ею легко можно заменить все остальные.
Франк. По-моему, мы отвлеклись от темы разговора.
Гвидо. Отвлеклись, только я не помню, о чем мы говорили.
Франк. Заповеди, правильно, неправильно, дети, выборы…. Политика. Мы говорили о политике.
Гвидо. Я просил тебя не говорить о политике.
Франк. Это ты начал.
Гвидо (пауза). Я пригласил тебя поехать в стрелковый клуб.
Франк. Ты думаешь, мне не надоели эти бесконечные разговоры о политике? Ты думаешь, я хочу писать публицистический бред о том, что такое гражданское общество?!
Гвидо. Перестань. Поговорили и поговорили, чего копья ломать?
Франк. Мне надоели эти бесконечные споры и неискоренимое человеческое невежество! Мне противно оттого, что ничего вокруг не меняется!…
Гвидо. Ну, что ты такое говоришь? Ты – успешный мужчина, прижизненный классик, публицист, драматург, сценарист…. Все твои успехи и не вспомнить…
Франк. Брось! Успешный человек – это человек, который добился успеха в главном – в семейной жизни. Это человек, которого в спальне ждет любимая жена, а в детской спят двое милых детишек.
Гвидо. Это ты брось! Ты не хочешь снизить свои запросы…. Ты всегда хотел встретить такую женщину, которой не существует на свете.
Франк. Мне что же, согласиться на совместную жизнь с той, которую не люблю… или с законченной дурочкой? Спасибо, этого мне хватило.
Гвидо. У тебя была Татьяна – далеко не дурочка. И, по-моему, ты не был к ней равнодушен.
Франк. Мне нравилось ее имя. (Пауза) Но в ней не было того, что вы называете сексуальностью.
Гвидо. А ты?
Франк. Что?
Гвидо. А ты это как называешь?
Франк. А-а! Ну, например, шармом или… не знаю. (Пауза) Я не знаю, Гвидо, чего хочу…. Может, все дело в этой писанине, которая не дает мне уснуть каждый день…
Гвидо. Может быть, тебе не стоит писать о красивых, умных и благородных женщинах, а, Франк? Напиши что-нибудь про ущербную, страшненькую неудачницу, которая встречает писателя… слепого. А голос у нее, к примеру, очень даже приятный…. Можешь так и назвать роман – «Звук твоего голоса».
Франк. Спасибо. А кто будет читать этот роман, ты?
Гвидо. Почему я? Слепые писатели и страшненькие неудачницы.
Франк. А кто заплатит мне гонорар?
Гвидо. Как кто? Ты хочешь сказать, что в мире закончились издатели-неудачники?
Франк. Спасибо тебе за доброе слово, которым ты всегда можешь утешить.
Пауза
Гвидо. Идти надо.
Франк. Посиди еще.
Гвидо. Посидел бы, но надо домой – Доминик ждет… и Мария.
Франк. Поцелуй их от меня.
Гвидо. Обязательно. Завтра увидимся. Пока.
Франк. Пока.
Гвидо подходит к двери, открывает ее и шагает в следующую комнату.
@темы: интересности
Посетите также мою страничку
occufr.ourproject.org/w/en/o/index.php?title=Co... открытие расчетного счета в иностранном банке юридическим лицом
33490-+